-
Госдума РФ приняла поправки в закон о туризме
26 апреля 2012 Новости туризма
-
Свершилось. 25 апреля 2012 года многострадальные поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» были наконец-то приняты Госдумой в третьем чтении
Первое чтение этих поправок, вносящих существенные изменения в организацию деятельности туристических компаний и обеспечение безопасности российских туристов за рубежом, состоялось еще в мае прошлого года, однако с тех пор законопроект в буквальном смысле забуксовал на месте.
Напомним, что принятый в первом чтении вариант поправок вызвал широкий резонанс среди представителей турбизнеса. В частности, много споров вызвала норма, обязывавшая турагентства действовать исключительно от имени и по поручению туроператора. По словам экспертов рынка, это нововведение открывало широкие коррупционные просторы для недобросовестных чиновников. Впрочем, в ходе заседаний многочисленных комиссий и комитетов, в составе которых были как представители туриндустрии, так и государственные чиновники и депутаты, эту норму из окончательной редакции законопроекта исключили.
Теперь, согласно принятым поправкам, турагентства могут действовать от своего имени, однако при реализации турпродукта в договоре должно содержаться указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт, и способы связи с ним.
В ходе обсуждения поправок возникла идея объединить всех туроператоров страны в саморегулирующиеся организации, как это сделано, например, в строительной отрасли. Эта норма должна была создать гарантии помощи туристам, попавшим в трудное положение за рубежом, как это было, например, с клиентам обанкротившегося туроператора «Ланта-тур вояж».
От идеи саморегулирующихся организаций в итоге было решено отказаться, однако оставлять туристов в беде за границей никто не будет. Туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, объединят в организацию, при которой будет создан компенсационный фонд, куда все члены объединения будут ежегодно вносить часть своих прибылей. Средства фонда будут расходоваться для помощи туристам, попавшим в затруднительное положение на отдыхе, например в случае банкротства туроператора.
Впрочем, создание такого фонда вызывает опасения у ряда экспертов туристической отрасли, которые полагают, что ситуацией могут воспользоваться недобросовестные туроператоры, которые вообще перестанут платить зарубежным контрагентам, перекладывая бремя финансовой ответственности на своих коллег по бизнесу, формирующих фонд.
В ходе подготовки законопроекта ко второму и третьему чтениям бурно обсуждались и размеры финансовых гарантий туроператоров. Как продемонстрировала ситуация с крахом «Ланта-тур вояж», установленного законодательством финобеспечения в 100 миллионов рублей не хватило для выплаты компенсаций всем пострадавшим туристам.
Теперь для туроператоров с годовым оборотом до 250 миллионов рублей финансовые гарантии составят 30 миллионов рублей, а для компаний с годовым оборотом выше 250 миллионов рублей размер обеспечения составит 12% от оборота.
Изменения претерпели и отношения туроператоров и страховщиков. Теперь страховые компании получили право предъявления регрессного требования к туроператору в размере выплаченного возмещения, когда страховой случай наступил вследствие умышленных действий туроператора. Мало того, регрессное требование может быть предъявлено учредителям должника, его руководителю, членам органов управления туроператора, если неисполнение туроператором обязательств по договору было вызвано умышленными действиями указанных лиц.
Поправки коснулись и налогового законодательства. Так, например, согласно изменениям в Налоговом кодексе, от НДФЛ освобождаются выплаты туристам при предоставлении им экстренной помощи. Средства компенсационного фонда, полученные объединением туроператоров, не будут облагаться налогом на прибыль. К расходам, учитываемым в целях расчета налога на прибыль, не будут причисляться расходы, понесенные объединением туроператоров при оказании экстренной помощи туристам.
Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение туркомпаниями порядка предоставления сведений в федеральный реестр туроператоров, порядка определения размера финобеспечения, а также за нарушение требований, предъявляемых к деятельности объединения туроператоров.
Последние комментарии