-
Михаил Микешин — скульптор державы российской
11 июля 2012 Смоленск
-
В эти дни 150 лет назад наш великий земляк, скульптор Михаил Микешин заканчивал работу над одним из самых известных памятников – «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Имя выдающегося русского художника и скульптора второй половины XIX столетия Михаила Осиповича Микешина по праву стоит в ряду имён земляковрославльчан, прославивших не только свою малую родину, но в целом российское искусство и культуру. Многие из его талантливых творений выдержали испытания временем: войнами, революциями, перестройкой. И в наше время, в неспокойном XXI веке, они по¬прежнему воспринимаются символами великой державы.
Три монумента
Три монумента, созданные по проектам М.О. Микешина, особенно широко известны не только большинству жителей современной России, но и практически любому образованному человеку на постсоветском пространстве, равно как и зарубежному туристу. На Невском проспекте в Санкт-Петербурге находится величественный памятник Екатерине II, который на удивление пощадили комиссары от агитпропа в период реализации ленинского плана революционной пропаганды в изобразительном искусстве, когда под предлогом торжества «новаторского» соцреализма повсеместно сносились скульптурные символы «царского режима». Несмотря на модернистский виток «самостийности» на Украине, памятник Богдану Хмельницкому на Софийской площади Киева по¬прежнему символизирует непреложный исторический факт воссоединения Украины с Россией в далёком 1654 году.
Безусловным лидером популярности среди микешинских скульптурных произведений можно считать памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, изображения которого чеканятся на монетах и памятных медалях, воспроизводятся в огромном количестве на страницах различной печатной продукции, а в виде бронзовых макетов являются самостоятельными произведениями искусства в крупнейших художественных музеях страны – питерском Русском музее и московской Третьяковской галерее.
Становление мастера
Нам же, жителям Смоленщины, особенно дорого то, что Михаил Осипович Микешин родился 9 (21 н. ст.) февраля 1835 года в селе Максимкове Рославльского уезда Смоленской губернии, где до сих пор сохранилась, хотя и в довольно плачевном состоянии, Казанская церковь (памятник архитектуры XVIII в.), в росписи которой в более позднее время, по преданию, принимал участие сам знаменитый скульптор. И уж во всяком случае точно известно, что именно в этом храме он был крещён. Нелишне отметить, что в других смоленских источниках упоминается как место рождения будущего скульптора находившаяся поблизости деревня Платоново, принадлежавшая Микешиным.
Его родители принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года. Отец – мелкопоместный помещик, исполнявший должность соляного пристава, Осип (Иосиф) Егорович Микешин – был партизаном в отряде Фигнера, награждён именными часами. Мать Анна Дмитриевна, урождённая Бартошевич (знатный польский род), в детстве рассказывала сыну об эпизодах военных действий на территории уезда, свидетелем которых ей довелось стать. На основе ярких детских воспоминаний впоследствии Михаилом Микешиным был создан рисунок «Дети ведут пленного француза».
Первые уроки живописи одаренный мальчик получил у местного иконописца Тита Андронова. Первоначально он учился в Рославльском уездном училище, где считался первым учеником. Затем поступил в Смоленскую гимназию, которую не окончил по причине денежных затруднений в семье. В середине XIX века в возрасте 16 лет начал работать чертёжником на строительстве участка Московско¬Варшавского шоссе, проходившего через Рославль. Здесь он познакомился с правительственным контрагентом, смоленским помещиком А.А. Вонлярлярским, покровителем людей искусства, писателем, владельцем усадьбы Вонлярово под Смоленском. Поражённый художественным талантом юноши, известный меценат отправил его на свои средства обучаться живописи в Санкт-Петербург, в Академию художеств.
Поступив в неё в 1852 году, Михаил Микешин обучался по классу батальной живописи у Б.П. Виллевальде. Профессиональный дебют его оказался весьма удачным. После первого года обучения его студенческая работа «Лейбгусары у водопоя», представленная на ежегодной академической выставке, понравилась императору Николаю I, была удостоена малой серебряной медали и куплена в царскую коллекцию. В последующие годы он уверенно получал за свои работы все академические награды по нарастающей. С отличием окончил Академию художеств в 1858 году, получив большую золотую медаль за историческое батальное полотно «Въезд графа Тилли в Магдебург».
Поскольку ещё в студенческие годы творчество М.О. Микешина привлекло внимание императорского двора, ему стали поступать хорошо оплачиваемые заказы, в том числе от членов царствующей семьи, и его пригласили для преподавания основ рисования великим княжнам Марии и Евгении Максимилиановнам.
Рождение шедевра
После окончания Академии М.О. Микешин принял участие в художественном конкурсе на создание проекта памятника в честь тысячелетия России. Установить его решили в Новгороде к 1862 году в память об историческом событии – начале княжения в 862 году в Новгороде варяжского князя Рюрика, что, согласно норманнской теории, означало рождение российской государственности.
Несмотря на то, что в столь престижном творческом состязании приняли участие самые именитые и признанные скульпторы своего времени, молодой живописецбаталист Михаил Микешин в 1859 году победил в конкурсе, а представленный им проект памятника «Тысячелетие России» в Новгороде был принят к исполнению, оставив позади 57 других проектов, предложенных известными мэтрами петербургской и заграничных академий. Чтобы руководить работами по претворению проекта в жизнь, Микешин был вынужден спешно изучать скульптурную технику под руководством И.Н. Шредера. При участии последнего, а также скульпторов М.А. Чижова, И.А. Лаверецкого и других известных мастеров, в течение трёх лет велись работы по практическому воплощению творческого замысла автора.
По замыслу М.О. Микешина, памятник выполнен из бронзы и гранита. Для изготовления его основания с берегов Ладоги были привезены в Новгород шесть массивных плит сердобольского гранита, весивших каждая по 35 тонн. Для создания собственно скульптурной части памятника израсходовали в общей сложности 65 тонн бронзы. В целях обеспечения надёжной устойчивости столь грандиозного сооружения под ним на десятиметровой глубине был возведён прочный фундамент. То есть не только художественная сторона проекта была серьёзнейшим образом продумана и просчитана, но и инженерная часть работ оказалась стратегически выверенной.
Молодой живописец и график М.О. Микешин рисовал те объекты, которые предстояло вылепить, а затем отлить в бронзе. Благодаря его незаурядным организаторским способностям, бурной энергии и пылкому энтузиазму, 128 изваяний были выполнены почти за год. Параллельно ему приходилось вникать в осуществление чисто технических работ.
Столь интенсивная работа привела к тому, что чуть больше чем через два года, 8 (20) сентября 1862 г., на Софийской площади Новгорода проходили грандиозные торжества, посвящённые открытию нового монумента. На них присутствовал сам император Александр II с семьёй, был проведён парад царских войск. Событие осталось запечатлённым на гравюре, которая демонстрируется в настоящее время в Рославльском историко¬художественном музее. Первый же памятник по проекту М.О. Микешина принёс его автору всероссийскую известность. Новоиспечённый скульптор получил в награду орден Владимира и право на пожизненную пенсию, что явилось зримым свидетельством безоговорочного официального признания заслуг М.О. Микешина перед Отечеством. В 1869 году, к своему 35-летию, получил звание академика.
В окончательном варианте памятник «Тысячелетие России» Микешина имеет монументальную форму колокола. Он увенчан сферой, так называемой державой – символом царской власти, на которой расположена скульптурная группа «Православие», олицетворяющая Божие покровительство над великой страной: фигура ангела, осеняющего крестом коленопреклонённую женщину в национальном русском костюме – символ России. Вокруг державы размещены шесть скульптурных групп, включающих фигуры русских исторических деятелей – князя Рюрика, Владимира Мономаха, Дмитрия Донского, Ивана III, Минина и Пожарского, Петра I. По условиям конкурса, эти исторические фигуры в обязательном порядке должны были символизировать узловые моменты российской истории.
Постамент памятника имеет самостоятельную художественную ценность. Он опоясан скульптурным фризом, на котором по окружности в технике горельефа изображены 109 портретов выдающихся исторических персонажей, представляющих собой «всех достойных людей, которые по разным отраслям знаний, ума, науки и т.п. способствовали возвеличению России». Четыре группы: «Просветители», «Военные люди и герои», «Государственные люди» и «Писатели и художники» – увековечили имена русских учёных, писателей, художников, композиторов, полководцев, государственных деятелей. Среди них – почти эпические народные герои Ермак, Иван Сусанин, выдающиеся русские полководцы Александр Невский, Суворов, Нахимов, Кутузов, а также Ломоносов, Пушкин, Глинка, Брюллов и другие прославленные личности.
Следует отметить, что над составлением перечня лиц, достойных быть увековеченными на памятнике, работали извест¬ные историки того времени, а сам список высочайше утверждался государем императором.
Справедливости ради отметим, что, несмотря на, казалось бы, всеобщее признание, критика демократического толка, будучи против самой идеи установки подобного памятника, вовсе не одобрила его. В частности, известный критик того времени В.В. Стасов охарактеризовал его как монумент русскому самодержавию, не увидев в нём никаких художественных достоинств.
Прошли годы, полтора столетия минуло с момента открытия памятника, чья судьба не была за этот долгий период простой. Всё более он воспринимается потомками в первую очередь как выдающийся монументальный символ великой исторической миссии России.
В период суровых испытаний во время Великой Отечественной войны памятнику грозила неминуемая гибель, как и множеству других художественных ценностей на оккупированной фашистами территории. Немецкие власти планировали демонтировать памятник и вывезти его из захваченного ими Новгорода в Германию. В связи с этим подтянули к нему узкоколейку, чтобы легче было транспортировать монумент. Скульптурные фигуры памятника были варварски вырезаны. Но оккупанты успели вывезти только литые фонари и решётки. 20 ноября 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками. Город лежал в развалинах, из 2532 домов было разрушено 2509. Однако, несмотря на все трудности и лишения военного времени, к концу 1944 года памятник был восстановлен.
«…Каждый памятник должен представлять собою идею»
Отнюдь не гладким и усыпанным розами был жизненный путь самого скульптора, живописца, книжного графика, издателя и общественного деятеля Михаила Осиповича Микешина, мальчика из смоленской глубинки, ставшего всемирно известным автором оригинальных памятников. Одно можно сказать с уверенностью: его биография – образец полнейшей творческой реализации незаурядной личности, основанной на кипучей жизненной энергии и уверенности в правильности выбранного в юности пути.
Умер М.О. Микешин 19 (31) января 1896 года. Похоронен на Никольском кладбище АлександроНевской лавры. Надгробье на его могиле было выполнено по эскизу сына, тоже скульптора Бориса Михайловича Микешина.
В Смоленске памятник М.О. Микешину был открыт 4 октября 1985 года. Здесь же мистическим образом сохранились две декоративные гранитные вазы, выполненные им по заказу А. Вонлярлярского для имения Вонлярово. Предполагается, что в Смоленск они попали в середине XX века. Одна из них украсила городской парк, другая находилась у кинотеатра «Октябрь», а в новейшее время была перемещена в садик напротив здания администрации г. Смоленска.
В заключение приведём оценку нашими современниками значения творчества поистине державного скульптора: «В одном из своих высказываний о ценности воздвигаемых памятников М.О. Микешин говорил: «…Каждый памятник должен представлять собою идею, а эта идея должна быть выражена в такой ясной и наглядной форме, которая была бы понятна всем и говорила сердцу и уму людей о великих деятелях, оставивших неизгладимый след своей деятельности в исторической жизни народа»… Эти слова скульптора можно полностью отнести к нему самому, его жизни и творчеству».
Материал «Скульптор державы российской» был опубликован в журнале «Край Смоленский» (№6, 2012 г.). Печатается с любезного разрешения редакции журнала с небольшими сокращениями.Татьяна Сидорова
Смоленская газета
Последние комментарии