-
Путешествие по святой земле: древний город Акко
31 мая 2013 Познавательный туризм
-
По сути, Израиль начинается на борту самолета El-Al, где уже действует кашрут. На борту вам не подадут свинину, моллюсков в раковинах и одновременно мясо и молоко, что на самочувствии во время полета и после отражается только положительно.
Вообще на путешествие в Израиль нужно настроиться — можно ждать четкой программы с пробежками по святым местам, с обязательным визитом в зацелованный паломниками Иерусалим или марафоном по сувенирным лавкам, где иконами торгуют мусульмане. Но Израиль разный, и от страны можно ожидать и другого, найти особенные места, просто всматриваться в горожан или наслаждаться атмосферой старых жилых кварталов, где даже можно заглядывать в окна — вот у себя на кухне сидит арабская женщина, если в настроении, приветственно кивнет; во дворе напротив мальчишки в черных кипах и белых рубашках гоняют мяч среди древних стен. Это для нас необычно, ведь тут ходил сам Давид или записывал притчи царь Соломон, а для мальчишек это всего лишь квартал, где находится их дом. Когда ты идешь по узкой дороге, между старых, обветренных стен цвета Синайской пустыни, или поднимаешься по ступенькам, не сразу понимаешь, что там внизу чей-то потолок, ты идешь по крыше дома и даже не знаешь, где заканчивается один квартал и начинается другой. В древних стенах живут люди, готовят еду и соблюдают Шаббат, особый день покоя, рай на Земле. В Шаббат нельзя нажимать на кнопку фотоаппарата и даже вызвать лифт, это же движение, точнее усилие, а в раю его быть не должно. Так, в некоторых отелях предусмотрен кошерный лифт, по субботам он останавливается на каждом этаже, жать на кнопки не нужно, просто заходишь и ждешь своей остановки, как в метро.
Нетуристический Израиль — это не посещение храмов и переезд к Мертвому морю, где не молодеет только ленивый; или визит на холм Возрождения в город Тель-Авив, соседствующий с первым портом человечества — древним Яффо. Это что-то необычное вроде неизведанного городка Акко в Западной Галилее.
Акко, город из списка наследия ЮНЕСКО, буквально навис над водой, он больше напоминает остров-крепость в Средиземном море. Это место хочется эгоистично оставить себе, ни с кем не делить, чтобы туристы не превратили его в затоптанный сувенир. Иерусалим и Акко в каком-то смысле соперники — и первому, и второму досталось слишком много внимания. После падения Иерусалима Акко стал последней столицей крестоносцев, затем его взял мамлюкский Cултан аль-Малик аль-Ашраф и разрушил все что cмог, а что не cмог — засыпал землей. Суровые меры способствовали сохранности древнего города, куда с далеко не мирными целями в разное время наведывались Александр Македонский и Юлий Цезарь. Иудейский царь Ирод вообще использовал Акко как опорный пункт; ключи от города в своих руках успел подержать и Ричард Львиное Сердце. Казалось бы, город-крепость, куда не повернись — стена толщиной с два экскурсионных автобуса или пушка, но завоевателей достойный противник только манил, а не пугал.
В Акко важно попасть днем, чтобы успеть побродить по подземных ходам крепости Крестоносцев, где совершенно спокойно гуляют местные коты: они садятся на стеклянную часть софита, вмонтированную в пол для освещения, и греются. В этом году арочный свод старой крепости покинули летучие мыши — говорят, присутствие рукокрылых обеспечивало особую атмосферу, как в старинном замке.
Пока жарко, стоит бродить внутри крепости, а к вечеру выбраться оттуда, чтобы насмотреться на противоположный берег, где находится Хайфа. Всматриваться в детали лучше всего из ресторана «Ури-Бури» и не на голодный желудок. Заведение занимает лучшее место у причала Акко с хорошим обзором береговой линии. Этот рыбный ресторан нахваливают во всем Израиле, он назван именем владельца Ури Иеремияса, улыбчивого, бородатого добряка, который с удовольствием водит гостей к себе на кухню. Там готовят маджадра — рис с луком и чечевицей и филе бури (в переводе с иврита — кефаль) в лимонном соусе. В «Ури-Бури» нет сногсшибательного интерьера, здесь есть главное — вкусная рыба, мясо в заведении не готовят. Ресторан находится на причале, и каждое утро последние 20 лет сюда приходят с уловом в лодках все местные рыбаки. Господину Иеремиясу даже не нужно ехать на рынок — он отбирает лучшее для своих гостей чуть ли не на крыльце заведения.
Когда-то в старом Акко жили только арабы, постепенно, в погоне за вдохновением город наполнили израильские художники и литераторы, так что иврит уже слышен чаще. Иврит учится легко — по крайней мере, в нем нет настоящего времени, а это облегчают задачу студентам. Туристам же важно знать всего одно слово — «слиха», вежливое обращение, которое означает «простите» и действует как золотой ключик. В самолете или ресторане «слиха» прекрасно работает, в отличие от затертого слова «sorry» — вас сразу слышат.
Последние комментарии