-
Туроператоры просят защитить их от авиаторов
26 марта 2012 Туркомпании
-
Российский союз туриндустрии (РСТ) отправил письма министру транспорта РФ Игорю Левитину, министру спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталию Мутко, руководителю Росавиации Александру Нерадько и главе Ростуризма Александру Радькову, где просит остановить диктат авиакомпаний по отношению к туроператорам
В частности, организаторы путешествий недовольны тем, что турфирмы не имеют права корректировать заказанные объемы мест в самолетах. По их мнению, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, влияющих на исполнение договорных обязательств по перевозке, таких как стихийные бедствия или политическая нестабильность, ответственность должны нести обе стороны.
«Напряженная ситуация, сложившаяся на туристическом рынке России, во многом обусловлена практикой взаимоотношений авиакомпаний с туроператорами, работающими на массовых направлениях. Принципы сотрудничества игроков рынка в сфере организации чартерной и блокчартерной перевозки автоматически перекладывают основные финансовые риски на плечи турфирм. А в условиях, когда, по оценкам экспертов, не менее 40% туров на массовых направлениях продаются ниже себестоимости, это может спровоцировать дальнейшее снижение устойчивости туроператоров и вызвать очередные банкротства», – отмечается в письме вице-президента РСТ Юрия Барзыкина.
Туроператоры приводят примеры диктата авиакомпаний по отношению к партнерам из турбизнеса. Один их них: планирование сезонной перевозки начинается за 6-8 месяцев до начала программ, контракты с авиакомпанией подписываются за 2-3 месяца до старта сезона и на 6-7 месяцев вперед. Но если за прошедшие до подписания контракта месяцы или в течение сезона становится очевидным, что спрос оказался меньше, чем предполагалось, туроператор не имеет права корректировать заказанные объемы, даже если ситуация спровоцирована внерыночными факторами, такими как стихийные бедствия, природные или техногенные катаклизмы, политическая нестабильность.
В январе 2011 года, в период революционных событий в Египте, Министерство иностранных дел России рекомендовало российским гражданам воздержаться от посещения этой страны, а Минспорттуризм и Ростуризм напомнили туроператорам об ответственности – вплоть до уголовной – за продажу туров, поскольку эта услуга может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя. Большинство туроператоров прекратили продажи туров и понесли значительные финансовые потери. В то же время авиакомпании продолжали выполнять полетные программы в Шарм-эль-Шейх и Хургаду в полном объеме. Снимать рейсы они стали только после того, как получили прямое указание Минтранса России.
Также не сокращалась чартерная перевозка в Таиланд в 2010 г. во время политических беспорядков и осенью 2011 г. во время наводнения в Бангкоке. Туроператоры были вынуждены снижать цены на выкупленные кресла и несли убытки как на проданных, так и на нереализованных местах. Притом что на оба указанных периода действовали рекомендации МИД России воздержаться от поездок в столицу Таиланда. Не уменьшалось количество авиаперевозок и на Доминикану, когда в ноябре 2010 г. Роспотребнадзор пугал россиян холерой, эпидемия которой случилась в соседней стране Гаити. Тогда спрос в России на Доминиканскую Республику упал, по разным данным, на 50-75%.
Недавно похожая ситуация сложилась с Мальдивскими островами, где происходят политические волнения. МИД России рекомендовал не посещать столицу страны Мале, спрос упал, четырех еженедельных рейсов стало много, но ни «Аэрофлот», ни «Трансаэро» перевозку не сокращают.
Как поясняется в обращении РСТ, определяя заказываемое количество мест на каком-либо направлении, туроператор исходит из планируемого объема авиаперевозки в конкретную страну. Однако в течение сезона авиакомпания может на свое усмотрение ввести дополнительные рейсы на этом направлении, если у нее образовался свободный борт. И в этом случае авиакомпания рекомендует взять дополнительные места на новом рейсе, несмотря на то, что у туроператора возникают проблемы с реализацией даже ранее заказанных мест.
Если авиакомпания ставит регулярный рейс на какое-либо новое туристическое направление, то большинство мест в самолете старается распределить между блочниками, оставляя для свободной продажи минимум билетов. То есть риски, неизбежно возникающие при освоении нового направления, сразу ложатся на плечи туроператоров, подчеркнул вице-президент союза.
«В течение сезона спрос меняется, но авиакомпании не допускают сокращения или отказа от ранее заказанных блоков мест и чартерных рейсов. Сократить перевозку по собственной инициативе туроператор не может: все блоки оплачены, а в качестве обеспечения чартерной программы авиакомпания берет немалый депозит, – сообщил Ю. Барзыкин. – Таким образом, туроператор попадает в замкнутый круг: продолжая программу, он теряет деньги на сгоревших местах, а отказываясь от нее, теряет свой депозит, размер которого на дальних направлениях может достигать 500 и более тысяч долларов, а в целом по сезону составляет 2-3 и более миллиона долларов».
По его словам, «Аэрофлот» еженедельно выполняет 10 рейсов на Таиланд (Бангкок). Предложение на этом направлении превышает спрос, но все попытки туроператоров договориться о снижении объемов перевозки хотя бы до 7 рейсов в неделю ни к чему не приводят. В результате продажи по Таиланду идут в минус, поскольку туроператоры вынуждены снижать цены и нести финансовые потери – 40-60 тысяч долларов в неделю при среднем объеме 200-300 кресел.
Аналогичная ситуация с Вьетнамом. С уходом компании «Ланта-тур вояж», основного туроператора направления, авиакомпания «Трансаэро» не стала сокращать объем и без того избыточной перевозки, а распределила «освободившиеся» блоки между другими игроками. Сейчас туроператоры на каждом выкупленном кресле теряют 100-300 долларов.
«Мы далеки от мысли, что все проблемы турбизнеса связаны только с авиаперевозкой. Но именно партнерские взаимоотношения с авиакомпаниями и сбалансированные договорные обязательства помогут стабилизировать рынок», – заключили в РСТ. Объединение попросило органы исполнительной власти в сфере авиации и туризма поставить вопрос об ответственности обеих сторон в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, влияющих на исполнение договорных обязательств по перевозке. По мнению экспертов, в этом случае рекомендации МИД России и других уполномоченных государственных органов должны в равной степени касаться и туроператоров, и авиаперевозчиков. В частности, туроператоры предложили использовать европейский опыт, когда заказчик, в случае изменения спроса, имеет право на определенный период отказаться от своей квоты, причем как со штрафами, так и без них.
Сегодня финансовые проблемы турбизнеса приобретают социальный характер. За последний год из-за банкротств туроператоров тысячи российских граждан не смогли воспользоваться оплаченными услугами либо становились объектом вымогательства со стороны зарубежных отелей и других поставщиков услуг.
По данным Росавиации, пассажирооборот российских авиакомпаний увеличился в январе-феврале 2012 года на 20,2% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
Российские перевозчики перевезли за два первых месяца текущего года более 8,6 млн человек – на 18,8% больше, чем годом ранее. Процент коммерческой загрузки в январе-феврале по сравнению с прошлым годом стал больше на 1,2 пп. По отношению к январю-февралю 2010 года этот показатель уменьшился на 0,2%.
Небольшой рост продемонстрировал и показатель занятости кресел. В январе-феврале 2012 года лайнеры оказались заполнены на 74,3%: это на 2,9 пп. больше, чем в январе-феврале 2011 года. По отношению к январю-февралю 2010 года этот показатель вырос на 1,4 пп.
По данным Ассоциации туроператоров России, в январе 2012 года лайнеры на международных маршрутах оказались заполнены на 78,4%: это на 0,4% больше, чем в январе 2011 года. Процент перевозки пассажиров на внутренних авиарейсах российских перевозчиков увеличился в январе 2012 года на 15,7% в сравнении с январем 2011 года, составив в общем итоге 2,2 млн пассажиров.
Пятерка авиакомпаний-лидеров по количеству перевезенных пассажиров в январе 2012 года сохранилась. Это «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр» «Сибирь» и «Россия». Правда, по показателю пассажирооборота, учитывающего дальность перевозок, пятое место по итогам января 2012 года заняла авиакомпания «Северный Ветер». В общем итоге за первый месяц 2012 года на долю лидирующей пятерки пришлось 64,9% пассажиров, перевезенных на международных и внутренних рейсах.
Самый высокий процент занятости пассажирских кресел по итогам января 2012 года наблюдался у авиакомпании «Северный Ветер» 87,4% (против 93% в январе 2011 года), а самый низкий – у авиакомпании «Тулпар», самый высокий параметр изменения загрузки – у авиакомпании «Руслайн»: 68,4% в январе этого года против 51% в январе 2011 года.
Последние комментарии