-
Кто продолжает летать на необычных Boeing 747SP В 2023 году?
10 февраля 2023 Виды туризма
-
В начале 1970-х годов Pan American World Airways хотела приобрести Boeing 747, который мог бы долетать из Нью-Йорка до самого дальнего пункта назначения — Тегерана без посадки.
При проектировании 747SP (Special Performance) компания Boeing принимала во внимание два фактора:
Самолет должен был конкурировать с Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar.
Самолет должен был быть уменьшенной версией на тот момент уже успешного Boeing 747 с большей дальностью полета и большей крейсерской скоростью.
Несмотря на свой успех, Boeing 747–100 в стандартной комплектации был слишком большим для полетов по многим маршрутам. До тех пор, пока Boeing не построил двухмоторный 767, у него не было среднеразмерных широкофюзеляжных самолетов.Первоначально самолет назывался Boeing 747SB — Short Body (короткий фюзеляж). Позже Boeing изменил его на SP, что означало Special Performance, то есть «особые характеристики».
После испытаний и сертификации первый Boeing 747SP был доставлен стартовому заказчику Pan Am 5 марта 1976 года. В то время это был самый дальнемагистральный авиалайнер в мире и оставался таковым до появления Boeing 747–400 в 1989 году.
Несмотря на большую дальность полета и лучшие эксплуатационные характеристики, продажи Boeing 747SP шли вяло в виду ограниченного применения, к тому же на них сильно повлиял рост цен на нефть. В общей сложности за время его производства с 1976 по 1982 год было построено всего 44 экземпляра 747SP. В 1987 году Boeing получил запрос от Abu Dhabi Amiri Flight на один самолет и построил VIP-вариант для своего VIP-клиента. Таким образом общее количество Boeing 747SP остановилось на числе 45.
По состоянию на 2022 год в эксплуатации находятся только три Boeing 747SP, 18 законсервированы. Остальные самолеты были либо списаны, либо уничтожены, либо брошены.
В 2016 году после 40 лет эксплуатации Iran Air вывела из парка свой последний Boeing 747SP. Еще один Boeing 747SP, который использовался в качестве представительского транспорта, был списан в 2020 году и находится на хранении у Royal Flight of Oman.
Таким образом действующими на данный момент остаются:
Два самолета 42-летней давности, которые используются для испытаний двигателей компанией Pratt & Whitney в Канаде, и 43-летний Boeing 747SP, принадлежащий казино Las Vegas Sands.
30 января 2023 года исполняется 35 лет с того момента, как Boeing 747SP авиакомпании United Airlines установил новый мировой рекорд по кругосветному перелету. После Парижского авиасалона 1987 года пилот United Airlines Клей Лейси заявил, что хотел бы попробовать побить рекорд кругосветного перелета, который на тот момент составлял 45 часов 32 минуты — время, которое, по мнению Лейси, он мог бы легко улучшить.
Для полета Лейси выбрал Boeing 747SP под названием Friendship One («Дружба») в честь благотворительного фонда, который он основал вместе с коллегами. Чтобы привлечь внимание к проекту, фонд продал 100 мест в самолете по 5 000 долларов за каждое, которые затем были переданы различным детским благотворительным организациям.
План состоял в том, чтобы вылететь из Сиэтла и лететь на восток, приземлившись в греческих Афинах для дозаправки. Далее путь следовал в Тайбэй на острове Тайвань. Затем предстоял обратный путь над Тихим океаном домой в Сиэтл. Затея увенчалась успехом: Лейси и его команда совершили кругосветное плавание за 36 часов 54 минуты и 15 секунд.
Последние комментарии