-
Россияне все чаще выбирают не прямые рейсы, а полеты с пересадками
11 августа 2015 Новости
-
В кризис цена важнее комфорта. Билеты за границу дорожают вслед за курсом евро. А лететь со стыковкой дешевле, чем напрямую, — в среднем процентов на тридцать.
— Да, тенденция к экономии очень заметна. Туристы готовы покупать билеты даже на рейсы неудобными ночными стыковками, если они намного дешевле, — подтверждает Ирина Рябовол, представитель в России Интернет-поисковика Momondo.
А часто прямых рейсов между двумя городами просто нет! Как жителю Калининграда слетать в Иркутск, побывать на Байкале? Только через Москву! С заграничными вояжами та же история. Тем более что из-за падения турпотока многие зарубежные компании отменили свои рейсы в Россию. Скажем, с сентября немецкая Lufthansa закроет маршруты из Германии в Самару и Нижний Новгород, оставит только в Москву и Питер. Так что из волжских городов напрямую в Европу будет уже не добраться.
Рейс с пересадкой и рейс со стыковкой — одно и то же?
— Нет, это разные понятия, — разъясняет Александр Сизинцев.
Стыковочный рейс: у вас один билет от первого до конечного пункта, и неважно, сколько между ними стыковок. Рейсы может выполнять и одна авиакомпания, и разные. Посадочные талоны, как правило, выдают на все перелеты сразу (но не всегда), багаж тоже регистрируют до конца.
Полет с пересадкой: турист покупает отдельные билеты на каждый рейс. На каждый из них сам регистрируется, во время пересадки получает багаж и снова его сдает.
Строго говоря, в российском и международном праве понятий стыковки и пересадки нет, их используют профессионалы рынка авиаперелетов. Да какая, скажете, разница? Очень просто: от этого зависит, кто ответит и заплатит в случае отмены или задержки первого рейса. При стыковочном рейсе с одним билетом — авиакомпания (подробности ниже).
— Если в вашем билете указаны два пункта, вас должны провезти по всему маршруту, можете не переживать. И даже не обязательно авиакомпании должны входить в один альянс, у перевозчиков гораздо больше вариантов соглашений между собой, — рассказывает Янис Дзенис.
А вот если вы купили отдельные билеты, то за пересадку отвечаете сами.
— В этом случае, если один рейс отменен или задержан, пассажиру придется самому купить новый билет на второй рейс, — продолжает Александр Сизинцев.
Но это не значит, что деньги плакали окончательно!
— Если у вас отдельные билеты, то каждая авиакомпания отвечает за свой сегмент (ст. 30 Варшавской конвенции). Если первый рейс по вине авиаперевозчика задержан и пассажир вынужден приобретать новые билеты на другие сегменты, он вправе требовать возмещения своих расходов с первого перевозчика, — объясняет Мария Власова.
Но этим вы будете заниматься уже потом. А сначала — самому искать новые билеты, ночлег…
А зачем вообще покупать отдельные билеты?
Бывает, что так дешевле. Или авиакомпании входят в разные альянсы и никаких других договоров между ними нет — в один билет их рейсы никак не оформить. В такой ситуации между рейсами должно быть не меньше двух часов, а лучше больше — чтоб у вас был запас времени на тот случай, если первый самолет опоздает.
Стоит ли брать билет, если стыковка меньше часа?
Когда ищете билеты в Сети, обратите внимание не только на цену, но и на общее время в пути с учетом стыковки. Стыковка может быть очень короткой, а может быть и 12 часов, и 20. У каждого варианта свои плюсы и минусы. Начнем с короткой: реально ли добежать от одного самолета до другого за 30 — 40 минут?
— Если тариф с такой стыковкой попадает в систему бронирования, это значит, что авиакомпания берет на себя ответственность за ее исполнение — при условии, что первый рейс прилетает точно по расписанию, — уверяет Янис Дзенис.
Но, понятно, комфортнее всего стыковки длительностью от полутора до трех часов: без лишней спешки, но и не очень утомительно. Как раз чтоб размять ноги и перекусить.
3. Кто виноват, если застрял в очереди на паспортном контроле или досмотре? Или просто заблудился в незнакомом аэропорту?
— Опоздание на рейс означает, что договор воздушной перевозки расторгнут по инициативе пассажира. А в этом случае стоимость билета ему не возвращается, — не радует Мария Власова.
Если времени впритык — подойдите к сотруднику аэропорта, покажите посадочный — мол, цигель-цигель, наверняка вам помогут пройти без очереди досмотр и паспортный контроль.
А если между рейсами часов 10 — 12?
Да, дорога на курорт будет долгой. А с другой стороны — во время длинной стыковки вы успеете новый город посмотреть! Для этого а) она должна быть в дневное время и б) вам не должно помешать отсутствие визы.
Если стыковка в России или безвизовой стране — Турции, Таиланде или, скажем, Марокко — проблем никаких. Багаж мы обычно сдаем до конечного пункта, и таскать за собой чемодан по Стамбулу или Бангкоку не придется. А вот в Европе из аэропорта без открытого шенгена вас никто не выпустит.
Длинная ночная стыковка — неудобный и невыгодный вариант. Только потратитесь на отель или будете маяться в зале ожидания. Но если альтернатив нет (в расписании один рейс в сутки, а вам позарез нужно лететь именно в этот день), заранее найдите место для ночлега.
Во многих больших аэропортах гостиницы есть прямо в терминале — в том числе и в столичном «Шереметьево». Возможно, дешевле будет пройтись несколько сот метров до соседнего здания.
Надо ли делать визу в страну пересадки?
Некоторые страны требуют транзитную визу, даже если вы не собираетесь выходить из аэропорта. США и Австралия, например. В странах Шенгена виза для пересадки не нужна, если вы не собираетесь выходить из аэропорта.
Проверить, необходима ли виза для транзитного перелета, можно онлайн, в системе Timatic. Ею же пользуются и сами авиакомпании. Или позвонить в посольство страны, где у вас стыковка.
Первый рейс опоздал, второй улетел без вас. Что делать и кто за все заплатит?
Было у меня такое, темной испанской ночью встречали прямо у трапа: кто тут рейс в Москву пропустил? Пришли мы к стойке трансфера, постояли в очереди (ибо бедолаг человек двадцать было), получили посадочные на завтра и ваучеры на отель, ужин и завтрак. А потом дружно погрузились в микроавтобус и поехали в гостиницу. И это — пример идеального поведения авиакомпании.
— В случае задержки рейса в рамках стыковочного рейса авиакомпания обязана доставить пассажира до конечного пункта, — комментирует Александр Сизинцев. — Она может самостоятельно определить рейс, каким вас отправить — исходя из наличия свободных мест. Или вернуть пассажиру деньги за неиспользованные участки перелета.
Все остальное — как при при задержке любого рейса, обязанности перевозчика прописаны в Федеральных авиационных правилах:
✓ вас должны обеспечить пассажиров горячим питанием при ожидании более 4 часов и далее каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное.
✓ разместить в гостинице при ожидании более 8 часов в дневное время и более 6 часов в ночное.
✓ предоставить трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно.
Багаж получать и снова сдавать не нужно, им тоже займется авиакомпания. А вот в ручную кладь лучше всегда брать зарядки для гаджетов, зубную щетку и хоть какую-то смену белья и одежды — кто знает, не придется ли вам провести в аэропорту сутки вместо пары часов!
— В международном праве действует «Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» — Варшавская конвенция. К ней присоединились порядка 130 стран, — добавляет Мария Власова. — Согласно статье 19, “перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа или товаров”. Конвенция не детализирует, какой именно вред должен быть возмещен. Я полагаю, пассажир вправе требовать возмещения любых расходов: на еду, проживание, медпомощь, связи…
Что делать, если авиакомпания не спешит выполнять эти обязанности? Или ее представителя вы просто не нашли? Советует Мария Власова:
1) составить претензию в администрации аэропорта с требованием передать авиаперевозчику.
2) написать письмо по электронной почте в авиакомпанию. На русском и английском (если перевозчик иностранный). Хотя бы самыми простыми словами из школьного курса. Письмо сохранить — случае спора с него делается нотариальное удостоверенная распечатка и предъявляется в суд.
3) написать жалобу в Минтранс (Ространснадзор).Прилетел-таки, но на сутки позже. Пропала оплаченная ночь в отеле, круизный лайнер ушел без вас… Авиакомпания должна компенсировать эти потери?
— Должна — и по российскому праву, и по Варшавской конвенции, — обнадеживает Мария Власова.
Билеты покупал в турфирме или онлайн-агентстве — с ними и разбираться в случае проблем?
— Прежде всего с авиаперевозчиком, билет — это ваш с ним договор, — разъясняет Мария Власова. — С агента можно требовать возмещения убытков, если он ошибся при выписке билета, продал билет на несуществующий рейс и т. д.
Почему рейсы с пересадкой дешевле?
Самолет «съедает» больше топлива, два раза взлетает и два раза садится. Пилоты, стюардессы и диспетчеры тоже тратят больше рабочего времени. И даже кормить пассажира приходится дважды! Но все равно: рейсы со стыковками дешевле. Почему? Объясняет Александр Сизинцев:
— Стыковка позволяет увеличить загрузку самолета, а значит и прибыль авиакомпании. На прямых рейсах на дальние направления часто остаются пустые места, убытки приходится компенсировать более высокими ценами. Например, рейс Emirates Москва — Дели — Москва со стыковкой в Дубае. В этом случае у авиакомпании есть шанс заполнить как рейс Москва — Дубай (туристами, которые летят на отдых в ОАЭ плюс путешественниками, летящими в Дели), так и рейс Дубай — Дели (ведь к московским туристам, летящим в Дели добавятся, например, индийские рабочие, живущие в Дубае).
Последние комментарии