-
В Московском музее декоративно прикладного искусства предлагают экскурс в историю странствий с XVII до начала XX века
24 марта 2014 Туризм по России
-
На выставке под названием «Путешествия с шиком и без» демонстрируют, как технический прогресс повлиял на дорожный быт.
«Обоз обычный, три кибитки / Везут домашние пожитки, / Кастрюльки, стулья, сундуки, / Варенье в банках, тюфяки:» Александр Пушкин, описывая сборы семьи Лариных, ничуть не преувеличивал. Огромные сундуки, целые сервизы и даже самовары — трудно поверить, но организаторы выставки уверяют — все это было необходимо путешественнику еще пару столетий назад, — рассказывает российский корреспондент Елена Ищенко.
Гвоздь экспозиции — туалетный сервиз Карла Йозефа фон Эрталя, архиепископа Майнца, из коллекции бизнесмена и собирателя декоративно-прикладного искусства Давида Якобашвили. Служителю католической церкви, судя по этому сервизу из 39 серебряных предметов, аскетизм был чужд. Он всегда возил с собой бритвенные и трапезные принадлежности, включая всевозможные гребенки и десертные вилки.
Напротив — разместились женские платья XIX века. Расшитые бисером и рюшем, из дорогих тканей, они, кажется, мало приспособлены для дальней дороги. Но только на первый взгляд — некоторые кареты XVIII-XIX веков были комфортнее, чем первый класс нынешних самолетов.
Так, в карете императрицы Елизаветы помимо прочего были печь и карточный столик. А граф Александр Остерман-Толстой, кстати, бывший владелец особняка на Делегатской улице, где сейчас размещается музей, отправляясь в 1831 году в путешествие по Южной Европе и Египту, взял с собой 500 томов книг, большое полотно, изображающее распятие, и бронзовый бюст Александра I. Граф верил, что они принесут ему счастье в дороге и не дадут заскучать во время долгих переправ.
XX век представляют два костюма (шикарное женское платье в стиле модерн и мужской шелковый костюм из коллекции художника и модельера Александра Петлюры) и автомобиль «Бьюик» 1929 года из коллекции Николая Рогинского — на таком, возможно, разъезжал и великий Гэтсби.
Все эти вещи расположены в той части выставки, что рассказывает о путешествиях «с шиком». Другая часть, что без оного, явно беднее, но не менее интересна. «Главное отличие богатого багажа от бедного — его форма, — объясняет директор музея Елена Титова. — У состоятельных путешественников он в основном прямоугольный и квадратный, а у бедноты — круглый: туеса, короба, кутули делались из лозы и бересты, материал диктовал, так сказать, дизайн».
Многие сундуки — со скошенными крышками: во время сна их подкладывали под голову, чтобы не украли. Путешествовали бедняки в основном по делам и пешком, ведь проезд даже на почтовых лошадях от станции до станции в XVIII веке стоил девять рублей. Для сравнения: за шесть можно было купить корову.
Сейчас, когда весь скарб для путешествия можно поместить в рюкзак, поведение туристов XVII — начала XX века кажется не просто роскошью, но именно шиком. Вряд ли граф Остерман-Толстой прочел все 500 томов или ежедневно молился на распятие, но эти предметы создавали иллюзию дома даже за тридевять земель от него. Технический прогресс не только сократил расстояния, но и уменьшил привязанность к материальному: все любимые книги, а также карты и путеводители, можно загрузить в смартфон и не переживать, что они пострадают во время шторма.
Последние комментарии